Бережаны, живописный галицкий городок. Отсюда происходит маршал Польши Эдвард Ридз-Смиглы — военный и политик, сделавший едва ли не самую яркую и поразительную политическую карьеру в истории Польши. Его жизнь – это как сказка о Золушке, только ему не дали завершить свою биографию в огне славы и славы. Он поднялся к вершинам популярности и политическому влиянию, а в конце жизни впал в пучину трагедии целого народа, погрузился в ненависть своих бывших последователей и соотечественников, которые ему беспрекословно доверяли. Подробнее о поляке, жителе Бережан и политике расскажет издание yes-ternopil.com.ua.
Родители известного польского политика
Как отмечает издание gazetalubuska.pl, Ридз-Смиглы в польской истории является противоречивой фигурой. Бережанский раздел биографии Эдварда Ридз-Смиглы до сих пор окутан тайной. О происхождении маршала и его семьи есть разные догадки и предположения. Одни утверждают, что он был внебрачным ребенком, другие — происходившим из обедневшей знати, третьи — у крестьянского рода. Сам он никогда об этом не говорил. Он не стал исправлять циркулирующие слухи и домыслы, будто это его не касалось.
Согласно документам, он родился 11 марта 1886 года в Бережанах, на улице имени Изабеллы Потоцкой (Изабеловка), хотя некоторые говорят, что на улице Рогатинской, 126. Его отец Томаш был ротмистром в 7-м австрийском уланском полку. В 1884 году подразделение Томаша Рыдзя дислоцировалось в замке Сенявских в Бережанах, который был превращен в казармы, и получил название «Подольский Вавель». Здесь во время отпуска он, вероятно, встретил в замковом парке Марию Бабяк, дочь почтальона. Короткий случайный роман с девушкой, которую он случайно встретил, привел к рождению ребенка по имени Эдвард. Должно было пройти еще два года до того, как Томаш Рыдзь решил жениться. Венчание проходило в церкви, которую Мария Бабьяк посещала как греко-католичка. Томашу Ридзю не дано было долго жить. Он внезапно заболел и умер во Львове вдали от жены Марии и двухлетнего сына, в коллективной комнате, полной больных. Мать Мария, урожденная Бабяк, выполняла разнообразную физическую работу, чтобы содержать себя и ребенка. Ее нанимали убирать в домах богатых людей, мыть окна. Однако она была хрупким и хилым человеком, и умерла, когда Эдварду было десять лет.
Удивительной загадкой является то, почему Эдвард Ридз-Смиглы, имея мощную власть, большую группу поклонников вокруг себя и деньги, так и не позаботился о том, чтобы найти могилу своего отца во Львове, выкопать его прах и перевезти его в Бережаны, чтобы похоронить его возле матери. И он никогда не говорил о своем отце. Как думаете, почему так?

Жизнь сироты
После смерти матери, Эдвардом заботился его дед Ян Бабяк, который также вскоре умер. Пришлось ему жить с бабушкой в конце Изабелевки в полуразвалившейся хижине, которая была настолько развалена, что ночью, как он говорил, «видели звезды» сквозь потолок. И он, вероятно, разделил бы судьбу тысяч сыновей бедных семей, если бы не доктор Тадеуш Уранович (1846–1913) — известный, выдающийся бережанский врач. Тадеуш решил взять под свою крышу талантливого парня, полного сироту, оплатил обучение в школе. Учась в гимназии будущий политик увлекся рисованием. Оно стало его большой страстью, он часто бегал к дамбам между бережанскими прудами, где рисовал или делал эскизы. Его фрески и образ Божией Матери были даже встроены в алтарь армянской церкви в Бережанах.
В школе Ридз стал соучредителем «Союза действующей борьбы» в этом городе и начал свою политическую карьеру.

Военная и политическая карьера
Важную роль в жизни Ридзя сыграл мэр города Бережаны, адвокат и депутат Станислав Шетцель и другие береганские мещане. Благодаря их финансовой поддержке после окончания школы он смог выехать из Бережан в Краков, где учился в Академии изящных искусств, где его заботились выдающиеся польские живописцы.
Учась в этом заведении вступил в ряды организации «Союз действующей борьбы». Под влиянием его идей прерывает обучение и переходит на философские студии Ягеллонского университета. Именно с этого времени выбрал себе псевдоним «Смегли», «Смигли» (ловкий, меткий).
Перед первой мировой войной отслужил в австрийской армии в должности подхорунжого. Далее возобновил обучение в Академии искусств и окончил ее. В то время «Союз действующей борьбы» становится спортивно-гимнастическим обществом «Стшелец» (пол. Strzelec), возглавляемым Юзефом Пилсудским. А потому Ридз-Смигли получил полезное знакомство, которое в будущем сыграло немаловажную роль в его жизни.
І мировая война началась для него в Бережанах, куда Эдвард прибыл в качестве мобилизованного 55 полка австрийской армии. Через некоторое время он возглавляет батальон, затем бригаду польского легиона. После окончания войны, в 1918 г., он уже глава военного министерства, в 1920 г. командует армией, которая вместе с войсками УНР освободила Киев от большевиков. Рижский мирный договор между Советской Россией и Польшей позволил Эдварду стать инспектором армии, а после смерти Юзефа Пилсудского Генеральным инспектором польских вооруженных сил.

Драма падения
Эдвард Ридз-Смиглы – трагическая фигура польской истории. После смерти Пилсудского он пользовался исключительной популярностью в Польше. Правительственная пресса представляла его как продолжателя деятельности Юзефа Пилсудского. Вокруг него начал формироваться культ. Он был ведущей фигурой, даже затмив президента Мосцицкого. О нем пели песни, писали стихи, его именем называли школы, улицы, спортивные клубы. В его честь издавались газеты, его образом украшали общественные здания, на информационных столбах развешивали плакаты с фотографиями, выпускали марки и открытки с его портретами. Кроме того, именины Ридза-Смиглы (18 марта) начали отмечать подобно государственному празднику. Он был любимцем масс и мужчиной одной из самых красивых полек. Ему было всего пятьдесят, когда в 1936 году он стал маршалом Польши и ее лидером. Он вызвал восхищение. Подтянутая спортивная фигура, немного застенчивая улыбка на лице, светлые понимающие глаза — все это вызывало доверие у людей. В сентябре 1939 года эта красивая политическая карьера лопнула, как мыльный пузырь, через несколько дней. Сентябрьское поражение, разделение польского государства немцами и россиянами, бегство Ридзя в Румынию стало шоком для общества.

Ридз и Бережаны
Рыдзь любил свой город и, когда сделал военную карьеру, уже в чине генерала, пять раз посетил свой город и свою школу. В 1921 году он приехал сюда со своей новоиспеченной женой Мартой. Был также на праздновании 400-летия Бережан и 125-летия гимназии в мае 1930 года. В последний раз он приехал в Бережаны 29 февраля 1932 года на похороны Михалины Отмановой, предсказывавшей ему большую военную карьеру еще в младших классах. В 1937 году, будучи маршалом Польши, Рыдзь основал три стипендии для учащихся средних и старших классов в Бережанах. Ридз-Смиглы часто приглашал младших школьников в свою варшавскую резиденцию. Следует помнить, что эту школу посещали и другие польские офицеры исключительно высокого ранга, среди которых восемь более поздних генералов, несколько десятков полковников и майоров.