История возникновения православных братств на территории Украины в XVI ст. вызывает дискуссии среди ученых и создает больше вопросов, чем ответов. Одно из них – это история появления и существования тернопольского братства. Детальнее об этом расскажет издание yes-ternopil.com.ua.
О братствах
Как отмечает исследователь Леонид Тимошенко, на сегодня известно, что братское движение приобрело черты институционального вида в XVI в. под влиянием западных (преимущественно речпосполитских) образцов на основе местного варианта православной культуры. А также то, что братства существовали до 1586, но слово «братство» не употреблялось.

Тернополь – собственность Острожского
До недавнего времени существовало единственное свидетельство об основании В.-К. Острожским братства в Тернополе, которое опубликовал известный украинский историк А. Терлецкий. В это время Тернополь принадлежал к имениям князя (В.-К. Острожский 1567 г. получил город после женитьбы на C. Тарновской; в состав имения входил город, фольварк и 10 сел; до 1603 г. поместьем управлял Александр Острожский; по разделу наследия Острожских в 1603 г., тернопольское имение досталось сыну князя Янушу, позже он передавался по наследству внукам В.-К.Острожского), но местные церкви входили в состав Львовско-Каменецкой епархии. При более подробном изучении проблемы, выясняется, что В.-К. Острожский трижды (или, по крайней мере, дважды) фундировал организацию мирян/прихожан в Тернополе.
Источники фонда В.-К. Острожским братствам в Тернополе впервые описал упомянутый А. Терлецкий. Существовало три грамоты 1560, 1570 и 1593 гг. Но тернопольское имение досталось В.-К. Острожскому в наследство от умершей супруги Софии Тарновской в 1567 г. (последним владельцем Тернополя из рода Тарновских был Ян Криштоф «Амор»), а в период с 1579 по 1594 гг. все права на Тернополь принадлежали (как материнское) его сыновьям. Сын князя Януш таки упоминается в документе 1593 г., а сын Александр – в документе о построении церкви под 1602 г. А потому непонятно, как Острожский мог выдавать грамоты в 1560 г. Следует также учитывать, что Тернополь, основанный в 1540 г. коронным гетманом Яном Тарновским, привилегией 1548 г. получил магдебургское право, подтвержденное и расширенное 1550 и 1574 гг. Как известно, в городах магдебургского права действовал так называемый мещанский патронат над церквями, отличавшийся от частного (шляхетско-магнатского). Отличительной чертой братского движения в XVI ст. было возникновение братств именно в городах с мещанской формой права патроната. Возможно, в случае Тернополя имеем дело с сочетанием двух форм патроната. В любом случае, вопрос о том, какое отношение в 1560 г. В.-К. Острожский имел в Тернополе, еще принадлежавшему его тестю Яну Тарновскому, остается загадкой.

Грамота о церкви и братстве
Как свидетельствует содержание фундационной грамоты 1560 г., В.-К. Острожский в ответ на просьбу тернопольских мещан предоставил «право» местной церкви Рождества Христова «поставить» священника, диакона, дьяка и епископа. В то же время выдвигались требования к священнику: «чтобы был приличный и бдительный службы Божией, и учил людей как положено по-христиански». Кроме того, священник должен быть епископским протопопом или наместником. Важно также указание на учреждение госпиталя для убогих, для которого выделялись два поля поля за городом (с подробным описанием их границ). Для надзора, правления и бодрствования за использованием почв предназначались княжеские чиновники, «дозорные князя». Всей церковной собственностью, а также госпиталем должна была управлять и заведовать организация мирян из восьми человек (имена перечисляются). Полномочия ее членов четко прописаны: управлять госпитальными полями и церковными вещами (серебром, инвентарем и «великолепиями»). В случае смерти одного из членов организации община должна его заменить путем выборов. Экономическая независимость мирянской организации должна была быть достигнута путем освобождения от всяческих городских налогов. В то же время эти «патроны или скорее дозорные» должны были отчитываться за церковные доходы и расходы. Мирянская организация должна также управлять второй местной церковью Воздвижения Честного Креста.
Следующий документ о братстве
Вторая грамота не сохранилась. Когда в 1593 г. братство в очередной раз обратилось к князю, то оно аргументировало свое обращение тем, что предыдущая привилегия, а именно, грамота 1570 г. потерялась. Но мы имеем информацию, что там шла речь о вкладе для «соборной» церкви Рождества Христова с утверждением восьми «дозорных», «старших». Из местных аренд им теперь предназначалось 10 злотых годовых на госпиталь, подтверждалось предоставление полей на 235 моргов (1 га – 1,78 морга). Расширялись обязанности «старших»: теперь им предстояло владычествовать, вместе со госпиталем, приютом (им занимались Сестры Служебницы), школой и церковными слугами, диаконом, дьяками, вытрикушем, проскурницей. Подтверждался и порядок выборов.
Третье (и последнее) предоставление грамоты датировано 4 сентября 1593 г. Здесь утверждается, что Тернополь уже находился в содержании Януша Острожского. Вместе с подтверждением старых прав и обязанностей по материальной поддержке это братства, количество членов организации увеличивалось до десяти (их список также приводится). Школа должна была быть со славяно-русским языком обучения. Уточнялись полномочия братства: они должны были ухаживать за «всеми внутренними и внешними церковными порядками». К числу объектов ухода прилагался поповский и дьяконский дом, школа и т.д. Фундируемые имения освобождались от замковой опеки и налогов. Также уточнено право надзора за священником: братчики «под своим назначением должны иметь священника и диакона для их жизни и науке», за ними закреплялось право оставлять опытных священнослужителей, или, в противном случае, их «удалять». В то же время подтверждались наместнические права священника, который имел под своим духовным заведованием другие церкви города и близлежащего округа.

Что влияло на становление братства
Следует также задать вопрос об общецерковных условиях и возможных внешних влияниях на процесс становления тернопольского братства. Среди событий конца века привлекает внимание посещение Тернополя патриархом Иеремией II, возвращавшимся в Константинополь из Московии и Руси. 31 октября 1589 г. патриарх был в Тернополе, где под его руководством состоялся духовный суд по делу братств, который, правда, завершился в Каменце (прямое свидетельство о событии не сохранилось, оно известно только по упоминанию грамоты архиерейского собора 1590 г.) . Именно в Тернополе он подписал письмо об учреждении братства в Рогатине. Состоялся ли контакт патриарха с тернопольскими братчиками, неизвестно. Другим интересным фактом, несколько приоткрывающим свет на контакты В.-К. Острожского с Тернополем есть информация о том, что в городе какое-то время находился итальянский строитель Петр Сперендио, который строил острожскую резиденцию князя. Появление мастера в Тернополе не было случайным: очевидно, мастер выполнял здесь какие-то работы.

Протоколы братства
Сохранилась небольшая книга протоколов этого братства. Фактически здесь приводится реестр церковного серебра (позолоченный крест, кадильница, блюдо, звезда, ложка, панагия и др.). На обороте помещен каталог церковных книг, из фрагмента которого читается только «евангелие», несколько оправ и украшений неизвестных книг, двое основателей также неизвестных книг. Также есть информация о реестре церковной одежды: здесь фактически перечислено девять разновидностей риз.
Важная информация о вкладе для тернопольской церкви представлена и в записи 1602 г., в которой говорится о построении каменного храма (предыдущий был деревянным). 15 июня 1602 г. с согласия князя Александра Острожского, а также епископа Гедеона Балабана, местное братство вместе со священником протопопом Георгием Гавриловичем заложило каменный храм рядом со старым деревянным. Строительство церкви Рождества Господнего было закончено 4 сентября 1608 г. 4 января 1609 г. храм освятил новый львовский епископ Иеремия Тисаровский.
Так, в 1605 г. при храме Рождества Христова были написаны Беседы Св. Иоанна Златоустого на Евангелие Матфея. Переписчиком был Яков Пеляло, находившийся при отце Георгии, основателем – мещанин Симеон Григорьевич Сенчина (Сенчило). О нем в братской записи 1602 г. сказано, что он был одним из ктиторов храма (церковный староста или меценат храма), шурином наиболее уважаемого в городе Василия Игнатовича Чайки, также ктитора, райцы города, лавочника, сыном еще одного выдающегося мещанина — Григория Вацевича , местного райца, также «древнего» ктитора. Колокольня появилась в июле 1627 г.
Братство продолжало развиваться и даже создало при школе в 1668 г. «Братство благочестивых и благонадежных немовлят в городе Тернополе обитающих», утвержденное епископом Иосифом Шумлянским.