Позорное нападение российской армии на Украину 24 февраля 2022 г. не было первым за всю историю отношений двух народов. Стоит вспомнить уничтожение Киева Андреем Боголюбским в 1169 г., русско-украинскую войну 1657-1659 гг., когда Иван Выговский разбил «москалей» в Конотопском сражении, уничтожение Батурина войсками Петра I в 1709 г. (Северная война), агрессию большевиков в январе-феврале 1918 г. и в общем планомерное уничтожение украинского народа, который был страдал, кровоточил, но не сдавался.
Напав на Польшу 17 сентября 1939 г. в результате реализации пакта Молотова-Риббентропа СССР захватил Западную Украину, в том числе и Тернопольщину. До начала Второй мировой войны и после ее завершения на этой территории были осуществлены репрессии с целью уничтожить украинское национальное движение. Подробнее об этом расскажет издание…
Советский режим использовал разные способы уничтожения УПА. Расскажем вам о некоторых из них на сайте yes-ternopil.com.ua.
СМЕРШ и работа милиции
Милиция РСФСР в 1946 г. сообщила, что происходит проникновение в органы МВД агентов ОУН. Так, советский СМЕРШ (расшифровывается как смерть немецким шпионам) в марте этого года арестовал группу милиционеров Бережанского РО МВД. Было обнаружено, что мужчины проводили шпионскую работу и снабжали украинских военных оружием и боеприпасами. Также органы ГБ обратили внимание, что не все милиционеры качественно выполняли свою работу. Были случаи, когда последние занимались фальсификацией и фабрикованием следственных дел на лиц, не имеющих отношения к ОУН. При допросах арестованных они применяли способы физического действия.
Методы работы НКВД и МГБ (Министерство государственной безопасности)
В марте 1945 г. возле сел Конюхи, Бышки, Выстроев и Ценов Козовского района должен был пройти межкраевой съезд ОУН. Поэтому в Козовском, Бережанском и Подгаецком районах органы госбезопасности СССР организовали операцию, чтобы арестовать руководителей движения сопротивления. Здесь были задействованы 2 батальона НКВД. Среди задержанных оуновцев были отобраны 60-70 человек, которые должны были притворяться представителями националистического подполья на территории области. Различными способами в состав этой группы привлекли украинцев Люлюка Петра, Мелиша Иосифа, Битковского Романа, Юзорзя Григория и россиянина Николая Воробьева. Все они были в составе ОУН, но сдались или убежали и уклонялись от борьбы за независимость Украины.
В начале работы Юзорзь Григорий сдал медпункт, где чекисты изъяли большую аптеку, 2 телеги лекарств и санитара Михаила Адрюсенко. Люлюк Петр выдал хозяйственника села Конюхи и 30 повстанцев, скрывающихся в тайниках. Мелиш выдал склад с оружием и патронами: 2 пулемета, 2 автомата, ракеты и гранаты. То есть, каждый пытался выслужиться перед новыми хозяевами.
Деятельность НКВД в селе Глинная
В селе Глинна был также арестован повстанцев Дмитрий Дидык. После нескольких часов разговоров с ним он также решил сотрудничать с НКВД и на следующее утро сдал 33 повстанца (вместе с оружием). Дидик советовал советским чекистам кого из задержанных можно приобщить к сотрудничеству с органами безопасности СССР. В частности, он советовал брать «мельниковцев» (поклонники Андрея Мельника), потому что они никогда не будут сотрудничать с бандеровцами (поклонниками Степана Бандеры). Две группировки долгое время соперничали и тем самым наносили вред борьбе против СССР.
В начале руководство фальшивой группы ОУН боялось отпускать собранных бойцов на боевые задания. А потому предложили всем написать письма своим родным, чтобы те с оружием в руках приходили в место нахождения группы. За неделю пришло 74 человека. Один из них, Городецкий Петр, позже выдал 9 тайников с хлебом (14 тонн хлеба, пулеметы, винтовки, патроны, немецкая форма) и тайник с повстанцами. Все тайники были уничтожены, а повстанцы убиты. Один из «нквдистов» – Ростислав Кульчицкий был ранен (одна нога короче другой). Поэтому его отправили на работу в паспортный стол Тернополя.
После этой операции стало известно, что повстанцы избивают повстанцев, поэтому НКВД было вынуждено перевести группу в Подгаецкий район. Была информация, что в селе Сюлко (возможно это современное село Заставчее) должны приехать руководители местного повстанческого движения. НКВД прикинулись своими и смогли арестовать руководство повстанцев, а затем убили их, когда они попытались скрыться. Часть их сопровождения не слышала звуков борьбы и была связана. Другая часть не захотела выходить из тайника и была уничтожена дымом. В общей сложности за 10 дней было убито 59-70 повстанцев, изъято много оружия.
Работа в Монастырском районе
Вот как происходила операция в селе Комаровка Монастырской городской общины Чортковского района Тернопольской области. Советские органы госбезопасности притворившись повстанцами пришли в деревню и обвинили главу села в том, что он помогает советским властям. Последний все отвергал. Его избили и отпустили. А на следующий день другие чекисты пришли сюда уже, уже как советская власть и этот же чиновник рассказал все, что знал о повстанцах. 17 из них были ликвидированы, 11 взяты в плен. Руководитель утонул.
В это время повстанцы узнали, что органы ГБ создали специальные группы, которые притворяются УПА. Поэтому ввели систему паролей. Кто его не знал – должен быть уничтожен. Поэтому НКВД решили притвориться органами службы безопасности УПА, то есть именно они должны были проверять и устанавливать пароли, давать указания.
Поэтому они под видом Службы безопасности УПА начали похищать из сел людей, которые критически относились к советской власти и обвинять их в работе на СССР. Так был захвачен глава села Ольховцы и обвинен в работе на НКВД. Он сказал, что это не так и рассказал, что знает многих представителей повстанческого движения, назвал какое у них есть оружие, где находится схрон с руководителем района – кличка «Явир». Последнего арестовали и допросили по этой же методике.
Повстанец рассказал о своей деятельности, где и в каких схронах сидят его люди. Были задержаны несколько повстанцев и еще 9 убиты. Жена «Явира» – разведчица «Тамара», чтобы не попасть в руки врага бросилась в колодец и погибла.
“Наталка”
Дальше началась работа в Бережанском районе. Там была задержана связная “Наталка”. Последняя убегая перед тем из КПЗ убила из пистолета милиционера. На допросах она отказалась говорить и потому было решено использовать ее по другому. Ей дали оружие и создали возможность скрыться. А потом другая группа НКВД ее арестовала притворившись повстанцами и обвинив «Наталку» в работе на советскую власть. Женщина опиралась и рассказала, что знает схрон в селе Августовка, где много повстанцев. НКВД пришли в деревню и в доме Когута Петра нашли схрон. Один из повстанцев совершил самоубийство.
Удалось найти библиотеку, печатную машинку, оружие. А другой взятый в плен повстанец “Чад” рассказал, что в селе Рай находится его руководитель, а также указал места 3-х схронов. Руководителя не было на месте, но удалось убить 1-го повстанца, а еще одного взять в плен. Также повстанец выдал место возле села Лесники, где часто собираются командиры УПА. Место было оцеплено и НКВД убили командующего южной группой УПА «ГОРДИЕНКО» и командующего северной группой УПА «ДОЛБНЯ», задержана и их охранник — «Чабан».
Продукты питания для восставших
Другой способ уничтожения повстанческого движения был придуман следующим образом. В каждом селе расположенном вдали от шоссейной дороги, повстанцы покидали т.н. организационный скот, свиньи, коровы, которых они взяли при уничтожении хозяйств агентов НКВД», о существовании такого скота знал каждый сельсовет. Такая же ситуация с хлебом. Повстанцы отдавали мельникам молоть хлеб и мельник знал, что это организационный хлеб. Следовательно, НКВД под видом повстанцев могли заходить в деревни и получать информацию о количестве организационного скота, хлеба и это забирать, получать знания о повстанцах.
Следовательно, такими методами в течение нескольких лет шла борьба с УПА.