Тернопольщина во времена Второй Мировой войны превратилась в край, который все равно жестко давал отпор, как полякам, так и позже советским военнослужащим. Во главе борьбы были члены и сторонники ОУН (Организации Украинских Националистов). Местами наибольшего противостояния были лесные массивы Подгаеччины и Бережанщины. Началом борьбы стало нападение фашистской Германии на Польшу. Поэтому к этому времени ОУН готовило своих бойцов, чтобы после немецкой агрессии начать активную партизанскую борьбу против польской полиции, армии и гражданской администрации. Подробнее о подготовке и участии вооруженных отрядов ОУН в боях против поляков расскажет yes-ternopil.com.ua.

Начало сопротивления ОУН в Бережанской области
Как отмечает отечественный историк Андрей Руккас, первые центры ОУН на Бережанщине появились в 1929-1930 гг. Прошло несколько лет и весь район был полностью организован и охвачен сетью местной организации. Польские власти, правда, тоже не спали. И ее действия ощутимо ослабили повстанческое движение в 1934-1935 гг. Особенно поляки разозлились после убийства членом ОУН министра внутренних дел Бронислава Перецкого. Как свидетельствуют данные польской разведки, в эти годы количество нападений украинских повстанцев существенно уменьшилось.

Действия повстанцев и их структура во второй половине 30-х годов
Но уже в 1936 г. и в последующие годы подполье снова ожило. Так, в 1936 г. польская военная контрразведка зафиксировала в Бережанском, Подгаецком и Рогатинском уездах соответственно 57, 38 и 29 выступлений. Поляки также зафиксировали, что в указанных районах в 1935 г. действовало 3 уездных и 40 районных экзекутив (экзекутива ОУН это – основная исполнительная структура; происходит слово от латинского слова «executio» и означает «исполнительный»), 78 низовых отделов (скорее всего это знаменитые ооновские «тройки» и «пятерки») и 6 «мужей доверия». В эти же годы возникла отдельная Бережанская округа (область) ОУН. В нее входило сначала пять, а потом только три упомянутых уезда. Почему количество уездов стало меньше? Потому что ОУН продолжало развивать свою сеть, а значит, другие уезды отошли в другие округа.

Сотрудничество с Германией и подготовка к восстанию
В эти же годы ОУН завязало контакты с Германией, надеясь таким образом поднять восстание и с помощью Гитлера создать независимое украинское государство. Такая активность повстанцев не прошла мимо польской разведки. В мае-июне 1939 г. Тернопольское воеводское управление докладывало Министерству внутренних дел, что члены и сторонники ОУН начали на территории воеводства тайный сбор информации разведывательного характера. В частности, в руки поляков попали специальные анкеты, куда и вносились данные о дислокации польских войск, местоположении складов оружия, снаряжение. Повстанцы также планировали собрать информацию о польской полиции (размещение, вооружение и численность государственной полиции, адреса отдельных ее работников, имена и фамилии), пограничников, лесной охраны, органы управления, почту, аптеки, больницы, общества. Важным для немецкой разведки было знать, сколько и какого национального состава населения проживает в определенном населенном пункте. Поэтому ОУН уделяло внимание священникам, коммунистическим лидерам, общественным деятелям.
Летом 1939 г. ОУН увеличила тренировку для своих воинов. Это делалось под прикрытием собрания среди членов украинских спортивных и пожарных обществ. Поляки считали, что это происходит для того, чтобы быть готовыми выступить против польских властей на случай объявления мобилизации. Данные польской разведки были верны. Уже в августе украинские повстанцы на Бережанщине были проинспектированы окружным проводником Григорием Голяшем («Бульба», «Бей», «Шолом»). Последний провел пробную мобилизацию, чтобы понять готовы ли ОУН к началу боевых действий с поляками.
Очевидно, в то же время при подготовке партизанских кадров в труднодоступных местностях Бережанщины оуновцы основали не менее семи подпольных учебных лагерей (все — в Подгаецком уезде, близ сел Мужилов, Шумляны, Лыса, Вербив, Рудники, Носов и Затурин). Здесь подготовку проходило 132 человека. Учеба была в основном теоретического характера. Польская полиция внимательно наблюдала за настроениями в селах, поэтому следовало быть осторожным и не создавать дополнительного шума. Также ОУН не хватало инструкторов, оружия и взрывчатки.

Приближающаяся война и превентивные действия польских спецслужб
Война ощущалась в воздухе. Поэтому поляки, чтобы обеспечить себе тылы перед возможным противостоянием с немцами или СССР решили нанести удар по ОУНовскому подполью. Власти Польши задержали на территории Львовского, Тернопольского, Станиславовского и Волынского воеводств всех лиц (в июле — августе 30), в отношении которых существовали хотя бы малейшие подозрения в нелояльности к власти, связям с ОУН или другими нелегальными организациями. Большинство из этих людей, включая тех, кто не имел никаких связей с ОУН, были отправлены в концентрационный лагерь в Береге Картужской. Здесь в сентябре 1939 г. уже находилось более 4,5 тыс. украинцев (общее количество заключенных составляло тогда примерно 7 тыс.).
Ситуация в Бережанах
В сентябре в бережанскую тюрьму уже попали 300 человек, которые планировали отправить в Тернополь или в лагерь в Березе Картужской. Однако война – это хаос, а потому заключенные были на месте. И их судьбу решали военные. Именно комендант городского гарнизона, староста, председатель суда, начальник полиции и 2 представителя от украинского общества города — председатель местной ячейки УНДО о. Е. Бачинский и адвокат др. В. Бемко 14 сентября обсудили судьбу заключенных и польского населения. Было договорено о том, что заключенных оставят в живых, но взамен поляки хотели безопасности для польского населения. В городе были созданы «городской комитет» (с поляков, украинцев и евреев) и «горожанская милиция» (с поляков и украинцев), которая должна была взять под свою охрану все военные объекты, для чего комендатура обязывалась выделить из своих запасов 2000 винтовок, 5 пулеметов и требуемое количество боеприпасов. Руководство городом должно было перейти в руки украинца мгр. В. Логуш, но фактически всем заправлял капитан Васильковский, начальник уездного управления военной подготовки и физического воспитания.
15 сентября бережанские заключенные вышли на свободу. Сразу же в местности выросло количество террористических актов. Др Бемко писал, что только минувшие сутки, когда в уезде начали гореть здания колонистов. Информация о исступленных «мордах и пожарах» начала распространяться среди польского населения […]. Началось возмездие за избиение, тюрьмы, осуждения, пацификацию […] По лесам создаются повстанческие отряды. Их вооружение обрезы, пистоли, но они смело атакуют отступающих поляков.
Итак, украинские повстанцы заранее начали свою подготовку к противостоянию с польскими властями. Это свидетельствовало о том, что они понимают цель своей деятельности – независимость Украины, а также готовы были возложить на алтарь победы самое ценное – свою жизнь! А что вы знаете о тех временах? Пишите в комментариях.